Большая выжимка (что важно знать сейчас):1) Базовая рамка: что такое «цифровая валюта» и что можно/нельзя
В России «цифровая валюта» (криптовалюта) — признанный объект гражданских прав, но
не законное платёжное средство. Владеть ею можно, однако
расплачиваться ею за товары/услуги внутри РФ нельзя (исключение — специальные режимы для внешнеторговых расчётов, см. ниже). Закон 259-ФЗ прямо запрещает принимать цифровую валюту в оплату товаров/работ/услуг, а также вводит ряд обязанностей (например, условия для судебной защиты, обязанность по запросу раскрывать «адрес-идентификатор» кошелька компетентным органам).
КонсультантПлюсОтдельно существует «цифровой рубль» — это
не криптовалюта, а государственная форма денег ЦБ РФ (CBDC) со своим законом (389-ФЗ), он не влияет напрямую на правила обращения частных криптоактивов.
КонсультантПлюс МСП2) Новые правила 2024–2025: майнинг, налоги, прогрессивный НДФЛ
- Майнинг узаконен и поставлен “на рельсы”. Поправки 08.08.2024 (221-ФЗ) ввели понятия «майнер», «оператор майнинговой инфраструктуры», реестры, требования к отчётности/учёту и возможность региональных ограничений по энергопотреблению. Это формализовало отрасль и создало правовые контуры для промышленного майнинга. Федеральная налоговая служба
- Налоги на цифровую валюту кодифицированы. Закон 418-ФЗ (29.11.2024) внес в НК РФ специальные правила: определил, когда возникает доход по операциям с цифровой валютой (при продаже/ином выбытии), как учитывать расходы (стоимость приобретения и документированные сопутствующие затраты), и освободил от НДС майнинг и реализацию цифровой валюты (новые подп. 27–28 п. 2 ст. 146 НК РФ). КонсультантПлюс russiantaxandcustoms.com
- Прогрессивная шкала НДФЛ с 2025 г.: 13% (до 2,4 млн ₽), 15% (2,4–5 млн ₽), 18% (5–20 млн ₽), 20% (20–50 млн ₽), 22% (свыше 50 млн ₽). Эти ставки применяются к соответствующим частям совокупных налоговых баз физлица. Федеральная налоговая служба
- Налог на прибыль организаций с 2025 г. увеличен до 25% (ранее — 20%). Это важно компаниям, ведущим операции с криптовалютой на общей системе налогообложения. КонсультантПлюс
3) Внешнеторговые расчёты в цифровой валюте — только в «песочнице»Постановление Правительства № 615 (12.06.2024) запустило
экспериментальный правовой режим (ЭПР) для
внешнеторговых расчётов с использованием цифровой валюты через уполномоченные организации и банки-операторы. Для розничных/внутрироссийских расчётов это
не разрешение, а
узкий коридор для ВЭД-платежей в контролируемом режиме.
КонсультантПлюс4) AML/финмониторинг и банкиПоложения 115-ФЗ (ПОД/ФТ) по-прежнему «надстроены» над криптооборотом: банки и другие субъекты финансового рынка обязаны проверять операции, запрашивать документы о происхождении средств/активов и
блокировать подозрительные операции. Вывод в рубли через банковскую систему обычно сопровождается запросом подтверждающих документов (история сделок на бирже/OTC, выписки, скриншоты кошельков и пр.).
5) Практика покупки/обмена в РФПокупка/продажа как таковая не запрещена, но это не «платёж» — это обмен активов: рубли ⇄ цифровая валюта. Делать можно P2P, через зарубежные площадки, отечественные OTC-офисы и т. п. Однако у таких операций
высокая комплаенс-нагрузка: банки/платёжные сервисы вправе требовать документы, а сами OTC-офисы часто работают без специальной лицензии (так как отдельного реестра «операторов обмена цифровой валюты» для розницы пока нет). В Москве сформировался рынок офлайн-обменников (в т. ч. в «Москва-Сити»), но их правовой статус — не как у банков/обменных пунктов: это, по сути, предпринимательские организации, на которых лежат общие нормы НК/115-ФЗ; отсюда —
юридические и AML-риски для клиента.